Дневник экспедиции. Второй эта. 16-17 июня

17.06.2021
16 июня – судовой день, переход до северной оконечности архипелага Новая Земля
17 июня К утру корабль подошел к самой северной точке архипелага Новая Земля – мысу Желания. Здесь должна начаться активная фаза нашей работы. Еще с вечера с пилотами был утвержден план: в 10 утра производим вылет на поиски медведей и в случае, если не находим, пересекаем остров Северный с востока на запад и далее летим на Оранские острова для высадки.
В нашей группе чувствовалось рабочее напряжение. Еще с вечера каждый начал приготовления: Евгений несколько часов провел в лаборатории, подготавливая дозы транквилизатора для обездвиживания различных по весу медведей. Илья Николаевич весь вечер просидел за бумагами, оформляя полетное задание. Иван и Никита продумывали варианты маршрута. Владимир готовил многочисленную видео технику и коптеры.
После быстрого завтрака все молча и оперативно собрались и поднялись на вертолетную площадку. В назначенное время вертолет взмыл с палубы в сторону заснеженных берегов. Не успели мы пролететь и пяти минут, как наши бортнаблюдатели обнаружили первого мишку. Тот прогуливался по береговой линии, и пока вертолет делал круг для захода пониже, тот быстро ретировался в воду.
Мы полетели дальше. Долго ждать не пришлось – Новая Земля – излюбленное место белого медведя. На этот раз мишка оказался не такой шустрый, и удалось его направить вглубь острова, подальше от моря Теперь все зависело от Евгения – он не только биолог, но и главный стрелок в экспедиции. С первого захода попасть не удалось. Пилоты выполняли пируэты высшего класса, разворачивая многотонную машину, и боком “подкрадывались” к медведю. Со второго раза все удалось – дротик со снотворным попал точно в цель.
Вертолет сделал круг и встал под работающими винтами на топкую землю – полностью приземляться было опасно. Мы ждали, пока транквилизатор подействует. В этот раз процесс оказался быстрым, и медведь в течение нескольких минут лег на землю. Теперь начиналась буквально спецоперация по десантированию нашей группы, пока животное спит. Пилоты подлетели ближе, насколько это было возможно, и наши специалисты один за другим пошли к медведю с оборудованием для исследования. Невзирая на шум, который создал вертолет, терять бдительность было нельзя – другие медведи запросто могут подойти, ведь многие из них не только не боятся человека и техники, а даже интересуются происходящим. Поэтому Иван был постоянно начеку, держа ружье наготове.
Медведь оказался самцом, размером чуть болеше среднего . Огромный хищник погрузился в вынужденный сон, равномерно и глухо вдыхая морозный арктический воздух. Современные транквилизаторы безопасны для животного, при этом гарантированно погружают его в крепкий сон. За короткое время ученые взяли целый спектр биопроб, анализ которых в дальнейшем даст понимание о состоянии здоровья зверя, его питании, и факторах, влияющих на популяцию белых медведей в данном регионе.
Настал момент пробуждения медведя. Он стал периодически открывать глаза и поднимать голову. Илья Николаевич связался по рации с вертолетом, в то время, как Евгений ввел дозу антидота. Через 10 минут мы эвакуировались, сделав несколько кругов, чтобы удостовериться, что медведь встал на лапы.
Пилоты оперативно перебросили нас на Оранские острова, где находился небольшой балок Национального парка «Русская Арктика» и были установлены фотоловушки в разных местах острова. Пока вертолет обеспечивал доставку на мыс Желания групп Плавучего университета, у нас была задача обойти остров и проверить все фотоловушки.
Прежде всего мы запустили коптер, чтобы удостовериться, что не острове нет медведей. Остров совсем небольшой, но на всю процедуру обхода потребовалось несколько часов. Также Иван успел поймать несколько кайр, чтобы произвести их замеры и установить колечко на лапу.
Прилет вертолета задерживался. Ни на спутниковый телефон, ни на радиостанцию судно не отвечало. Оставалось только ждать, созерцая арктические пейзажи.
Находясь здесь, больше чем в тысячи километров от Архангельска, на маленьком островке среди бирюзовых вод северной части Баренцева моря, наблюдаешь совершенно иной, отличный от нашего мир необычных животных, суровых северных ветров и вечных льдов. Архипелаги арктических островов, пожалуй, одни из немногих мест, оставшихся на планете, где по сей день можно увидеть нетронутую человеком природу, и еще пока ступить на землю, где не ступала нога человека.
Про нас, конечно, не забыли, и вскоре вертолет прилетел, быстро доставив на борт. Буквально через полчаса мы сидели в кают-кампании за граненым стаканом корабельного теплого чая, жутко уставшие, но довольные первым удачным вылетом.

Дневник экспедиции. Второй этап 14-15 июня

Продолжение..
Молодые специалисты находятся здесь с задачей обследования точек для бурения скважин, в которых будут устанавливаться специальные термокосы, собирающие информацию об изменениях в вечной мерзлоте в рамках федеральной программы глобальной системы мониторинга.
Пока мы перемещались вглубь острова, опустился сильный туман, и вертолет больше не смог продолжить работы по разгрузке, тем самым оставив нас здесь на неопределенное время. Но мы надеялись на лучшее и продолжали работы, меняя точки замеров. Все это время с нами находился Иван Мизин, инспектор парка Русская Арктика и участник проекта «Хозяин Арктики».
Как сказали на метеостанции, медведи в последнее время не появлялись в окрестностях.
Однако, даже при этом никогда нельзя расслабляться и следует постоянно оглядываться, особенно при отсутствии видимости в тумане.
Флора и фауна острова Южный разнообразна для арктических островов. Нам повезло оказаться здесь в момент начала гнездования многих птиц. Из тех, что мы обнаружили, можно назвать: морские утки – гага, морянка, малый тундровый лебедь, в каменистых россыпях суетились пуночки, перелетая с места на место и строя гнезда. Распевал над головой рогатый жаворонок, а в тумане пролетали белощекие казарки.
Ближе к 5 утра появились просветы в тумане, и по рации сообщили, что вертолет готовится к вылету с борта судна. Когда мы подходили к вертолетной площадке, Иван что-то заподозрил на склоне горы, у которой мы работали полчаса назад. И когда мы посмотрели в бинокли, то поняли, что совсем недалеко от нас отдыхал белый медведь! Удивительно, что он никак не проявил активность. Но это был хороший урок о бдительности!
На борт мы вернулись утром.
Наступил День Рождения руководителя нашей группы Ильи Николаевича Мордвинцева. И после того, как корабль взял курс на север, мы, уставшие, но довольные, принялись за поздравления нашего коллеги.

Дневник экспедиции. Второй этап. 14 июня

14.06.2021
Чем мы дальше от материка, тем более усиливается качка. «Сомов» – корабль тяжелый, поэтому достаточно неплохо срезает волны. Но из-за этого качка имеет достаточно длинную амплитуду, сильно провоцирующую сонливость.
С самого утра можно заметить, что активность людей снизилась, большинство ходят полусонные.
К середине дня температура понизилась до +6 градусов, и начал лить плотный дождь.
Ученые-наблюдатели вынуждены временно перейти на мостик капитана.
Чайки и маленькие птички, путешествующие с нами вслед за кораблем, по-прежнему кружили вокруг мачт, надеясь, по всей видимости, прокатиться с нами до архипелага. Все мы с нетерпением ждали берегов Новой Земли. И вот, уже совсем под вечер, из тумана начали появляться скалы со снежными шапками. Повеяло легким теплом, и вскоре корабль встал на якорь.
На берег была запланирована высадка нескольких групп ученых, в том числе и двоих из нашей команды. В составе 18-ти человек мы оперативно погрузились в вертолет, летчики также быстро запустили винты, и уже через 20 минут мы вступили на влажные берега таинственной Новой Земли.
Здесь, в Кармакулах - самом старом и первом в истории освоения архипелага поселке, нас встретил начальник северного УГМС Роман Ершов, прибывший сюда на другом научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов».
Наши группы быстро разделились по задачам: представители УГМС пошли общаться с сотрудниками арктической метеостанции, группа студентов САФУ отправились обследовать берега, а мы присоединились к исследователям вечной мерзлоты из института Арктики и Антарктики.
Продолжение следует..

Дневник экспедиции. Второй этап. 13 июня

13.06.2021
Утром масштабные разгрузочные работы закончили, и рулевой сразу же развернул облегченный корабль в сторону Северной Земли.
Уже в 8:50 мы вышли в воды Баренцева моря.

Температура начала линейно снижаться, на небе появились облака.
Хотя все равно еще пахло арктическим летом.
Весь день команда занималась различными работами на судне по профилям своих задач. А вечером начались кинопросмотры в кают-кампании, в том числе и фильмов нашей съемочной группы.
Общий настрой экипажа и экспедиции очень положительный, постоянно слышен дружный смех. Психологи, проводящие ежедневное подробное тестирование участников экспедиции, также отмечают эмоционально стабильное состояние группы.

Дневник экспедиции. 12 июня

12.06.2021
    В 5:53 утра НЭС «Михаил Сомов» торжественно пересек северный полярный круг, но немногие это заметили, потому что жизнь на судне активизируется преимущественно около 7:30
    Сегодня мы пересекли линию полярного дня, теперь солнце не заходит, и наблюдать за животными стало светлее. За прошедшую «ночь» были обнаружены 4 белухи и 2 серых кита.
    К 16 часам НЭС «Михаил Сомов» достиг мыса Святой Нос на Кольском полуострове, где предстояло провести масштабную разгрузку: на полярную станцию привезли большой запас бочек с топливом, жилые балки и кучу других грузов. Это наша крайняя остановка на материке, после чего мы направимся в сторону Новой Земли.
    Пока вертолет в режиме маятника курсировал с судна на берег, студенты из Северного Арктического университета забирали пробы из моря, а ученые из нашей команды сверяли спутниковые данные по ледовой обстановке вокруг ЗФИ и обсуждали взаимодействие групп во время будущих облетов архипелага.
    Не перестаем удивляться жаркой погоде – градусник показывает до +25.
    Даже в Москве холодно и дождливо, а у нас народ вовсю загорает на палубе!
    Из окон каюты команды проекта «Хозяин Арктики» можно наблюдать очень живописный вид на море и на вертолетную площадку. Таким образом мы имеем оперативную информацию о каждом взлете и посадке вертолета. Однако, есть нюансы: важно вовремя успеть закрыть иллюминаторы, чтобы свежий морской воздух и некоторые мелкие предметы не ворвались с тройной силой в каюту. Одним словом, труженики-пилоты и судовая бригада, вынуждены были работать всю ночь до утра, обеспечив станцию долгожданными грузами. Продолжение следует..

    Дневник экспедиции. 11 июня.

    11.06.2021
    К полудню все необходимые разрешения на выход судна в море были получены, и НЭС «Михаил Сомов» снялся с якоря.
    Участники экспедиции в приподнятом настроении перемещались по палубам, наслаждаясь удивительно жаркой летней погодой.
    Среди научных групп сразу закипела работа. Команда проекта «Хозяин Арктики» под руководством Ильи Мордвинцева проверили оборудование и собрали треногу для взвешивания белых медведей. Такая технология будет впервые применяться на практике ученых. Никита Платонов и Иван Мизин приняли участие в исследовании медиков по изучению влияния высоких широт на организм человека и его функциональные возможности.
    К вечеру корабль достиг первой метеостанции “Зимнегорский маяк”. С палубы взлетел Ми-8 и очень оперативно начал возить различные грузы на берег.
    Ближе к полуночи солнце неохотно зашло за водную гладь горизонта, оставив романтическое красное свечение на Белом море. Никита Платонов согласился помогать команде по поиску нарвалов и встал вместе с ними на ночную вахту.
    Информация о морских млекопитающих, которых мы встречаем по пути, поможет сформировать более полное понимание о среде обитания белого медведя.

    Самолёты летят! Пароходы гудят!

    10.06.2021
    Старт и финиш большой экспедиции в один день, думаете такое невозможно?! Возможно, но с оговоркой – финиширует первый этап экспедиции «Хозяин Арктики» и стартует второй.
    Сегодня, в 11.00, в Москве, в аэропорту Домодедово приземлился самолёт с
    участниками первого этапа экспедиции на борту. Они пробыли в Арктике, в Тикси, в самом северном посёлке Якутии, 26 дней. И невзирая на все препоны погоды, выполнили восемь маршрутов в среднем по 5-6 часов каждый в поисках белых медведей и морских млекопитающих.
    В это же время в г. Архангельск, у научного экспедиционного судна «Михаил Сомов» собрались представители администрации области и города, журналисты и друзья участников большого арктического похода.
    Сразу три научные экспедиции отправляются сегодня на НЭС «Михаил Сомов» к далёким арктическим берегам, среди них и наша команда комплексной экспедиции «Хозяин Арктики». Предстартовые хлопоты, экскурсия по судну, говорят, ещё вчера доделывали ремонт в каюте нашего экипажа, пресс-экспрессконференция, напутственные слова заместителя губернатора Архангельской области В.С.Петросяна и ,конечно же, близких, друзей и… стартовый гудок парохода! В путь!
    Впереди 5-6 дней ходу по морю до Новой земли и далее к архипелагу островов Земля Франца-Иосифа, где с помощью вертолёта команде предстоит найти белых медведей, надеть спутниковые ошейники и взять биологические пробы.
    Любопытно, что закрепить ошейник можно лишь на самке белого медведя, шея огромного хищника для таких «украшений» не подходит, слишком объёмная. Спутниковый ошейник поможет учёным проследить путь миграции краснокнижной хищницы, понять где она проводит различные времена года, где обустраивает берлогу и добывает пищу. Анализы дополнят карту здоровья животных арктического региона, кстати, в этот раз будут проверять медведей и на наличие коронавируса.
    Пожелаем удачи всем участникам арктического похода! Спокойного моря и крепкого льда под ногами!

    Наши труженики учёные всё-таки добрались до Якутска.

    08.06.2021
      Правда погода устраивала выкрутасы и сокращала шансы вылета из Тикси в эти дни. Столица Якутии встретила приветливо.
      Удалось чуть-чуть погулять по городу, попробовать национальные блюда. Конечно же, специалисты по морским млекопитающим не смогли пройти мимо скелетов гренландского кита и белухи.
      Заглянули и к памятнику якутским лайкам, которые совершили экспедицию до Новосибирский островов.
      Кстати, их маршрут немного был похож и на один из наших, только пролегал по льдам и снегу, а не по воздуху.
      Утром будем встречать их в Москве. А участников второго этапа провожать в Архангельске.

      Дневник экспедиции. Последний день первого этапа.

      07.06.2021
      Завтра наша экспедиционная группа, которая задержалась в Тикси для прохождения и исследования всех маршрутов, будет пытаться вылететь в сторону Москвы.
      Карта полётов над Арктикой теперь выглядит так!
      Подробности о всех посчитанных животных будут чуть позже.
      Следите за информацией, второй этап экспедиции стартует 10 июня из Архангельска.

      Дневник экспедиции. День выходной и праздничный!

      04.06.2021
        Наши учёные Дмитрий Глазов и Анастасия Куница отметили его с экологическим задором.
        Сегодня утром провели урок в школе посёлка Тикси-3 рассказали о морских млекопитающих и, конечно же, о том как проходит экспедиция «Хозяин Арктики».
        Затем, там же в Тикси-3, присоединились к субботнику и отчистили несколько улиц от мусора, который начал проявляться из расстаявшего снега.
        Домой, к месту базирования экспедиции, добирались пешком.
        От Тикси-3 до Тикси - 18 км по дороге вдоль моря. По пути встретили сурков. Или сурок-стражник их встретил громким свистом и скрылся.

        Дневник экспедиции. День двадцать первый.

        03.06.2021
        Команда ученых-наблюдателей предприняла попытку вылететь.
        Но погода внесла свои коррективы, и метеослужба не дала разрешение на взлёт.
        Пришлось ограничиться лишь работой с фотоматериалами и данными с тепловизора за прошлые полёты.
        Для информации: с полётов учёные привозят около 10 000 фотографий и столько же изображений с тепловизора.
        Все их необходимо сопоставить и найти белых медведей на белом фоне, с тюленями чуть проще.

        Дневник экспедиции. День восемнадцатый.

        01.06.2021
          Так выглядит холодильник «Арктика». Но сегодня он не пригодится, в Тикси + 12.
          Часть экспедиционной группы отправилась на авиаучёты.
          Другая часть ждёт самолёт на Якутск.
          Его обещают в 18:40 по местному времени.
          На сегодняшний день, в результате обработки фотографий и изображений с тепловизора, наши учёные насчитали 23 медведя.

          Дневник экспедиции. День семнадцатый похож на день шестнадцатый!

          31.05.2021
            Ждём возможность вылететь и в сторону дома (часть группы) и на авиаучёт (другая часть группы).
            А пока разглядываем то, что под ногами. Мох тундры не только красив и разнообразен, он играет и важную роль в сохранении вечной мерзлоты, защищая её от ультрафиолета.
            Кроме того, болота тундры со всей своей флорой являются природным поглотителем и хранителем углекислого газа.

            Дневник экспедиции. День пятнадцатый.

            30.05.2021
            «Экскурсия выходного дня» по Тикси выявила здание необычной архитектуры. Первичный опрос жителей дал ложную информацию, будто это фактория для приема шкурок, которая построена американцами ещё до войны.
            Погружение в историю открыло совершенно другую реальность.
            Это завод по производству искусственного жидкого топлива из богхеда(разновидность угля).
            Строился он по приказу И.Д. Папанина с 1943 по 1947г. Завод «Богхед» достроен не был, но топливо в опытном режиме выпускал.
            Завершение строительства завода признали нецелесообразным.

            Дневник экспедиции. День четырнадцатый.

            29.05.2021
            В планах было возвращение некоторых членов нашей команды в Москву.
            Перед регистрацией заехали в школу.
            Ребята подготовили для нас небольшую презентацию о своей жизни - трогательно и очень искренне.
            От них помчались в аэропорт, но напрасно.
            Наш самолёт даже не вылетел из Якутска, так как аэропорт Тикси не принимает по метеоусловиям.
            Ждём погоды до понедельника.

            День тринадцатый. Пятый день полёта.

            28.05.2021
            Анна Субботина сегодня играла роль наблюдателя - ловила обитателей Арктики на фотоаппарат.
            Встретили 4-х медведей и тюленей, больше никого не наблюдали, хотя изучение фотографий может изменить картину дня.

            Дневник экспедиции. День двенадцатый.

            25.05.2021
            5 часов 40 минут в небе, полёт нормальный.
            Встретили 7 медведей, из них 2 медвежонка, большое количество моржей на кромке льда и около 6-7 северных оленей.
            Завтра ещё один полётный день.
            А в пятницу обещают плохую погоду.

            Дневник экспедиции. День одиннадцатый.

            24.05.2021
              Есть сразу несколько поводов для радости и один для огорчения.
              Радостно, что пролетели над Великой Сибирской полыньёй, но, увы, она оказалась вся в тумане.
              Встретили четырёх медведей.
              Они прогуливались вдоль побережья моря Лаптевых. Увидели 2 стада овцебыков, западнее устья реки Оленёк 6 и 8 особей.
              Однако всех этих животных успели заметить только глазами, фотофиксации не произошло.

              Дневник экспедиции. День десятый.

              23.05.2021
                Наша «лётная» группа в 11.40 по якутскому времени отправилась по одному из самых длинных маршрутов- на Новосибирские острова.
                В выходные учёным удалось обработать фотографии,сделанные во время первого полёта в пятницу.
                В результате полётов выяснилось, что мы встретили 132 тюленя!

                Дневник экспедиции. День девятый.

                22.05.2021
                  Сегодня не летали, но снимали эпизоды для нашего фильма.
                  Взяли интервью у черношапочниковых сурков. Рассказали, что перезимовали отлично.
                  У них уже родились детёныши, в июне выведут их на прогулку.
                  Сколько сурков нашли на первом снимке?

                  Дневник экспедиции. День восьмой.

                  21.05.2021
                    Заправка, инструктаж, ещё инструктаж и ровно в 12:24 (по якутскому времени) наш самолёт поднялся в небо, чтобы совершить облёт территории по одному из десяти намеченных маршрутов.
                    Выбрали ближайший к материку, над Тиксинской губой.
                    Полёт длился четыре часа, наблюдения велись на высоте 200-250м. при скорости 250-260 км/час.
                    Под бортом лёд со снегом, над открытой водой не пролетали.
                    Учёные вернулись уставшие, но довольные.
                    И, хотя Хозяина Арктики не обнаружили, зато тюленей возле лунок встречали неоднократно.
                    Удивительно, но долгожданный первый полёт нашей экспедиции, который был намечен на 14 мая, и из-за погоды все это время откладывался, состоялся в День полярника!
                    84 года назад, именно в этот день - 21 мая 1937г. полярным летчиком М.В. Водопьяновым совершена первая посадка самолета на Северном полюсе.
                    С праздником всех покорителей бескрайних ледяных просторов!
                    И, конечно же, почетного полярника Василия Богословского, генерального директора Фонда «Чистые моря» и руководителя проекта «Хозяин Арктики».

                    Дневник экспедиции. День седьмой.

                    20.05.2021
                      Не полетели, но самолёт проведали, проверили работу всех систем - научную и съёмочную аппаратуру и поехали в в/ч 35020-А на встречу с теми, кто обеспечивает полёты дальней авиации.
                      Мы поделились с участниками встречи нашими планами по изучению медведей и фильмом по итогам экспедиции прошлого года.
                      Нас похвалили и отметили важность подобной работы. Мы же, в свою очередь, удивились количеству военнослужащих - женщин, причём очень красивых!

                      Дневник экспедиции. День шестой.

                      19.05.2021
                        Небо опять не допустило нас до полётов. И время мы посвятили встречам. День начался с урока в школе, который мы в шутку назвали «О космосе и млекопитающих».
                        Перед учениками 8-х и 10-х классов выступил наш главный пилот экспедиции - Герой России, космонавт Валерий Токарев. «Вы были на МКС? Как работает туалет на космическом корабле? Действительно ли еда в космосе в тюбиках?» - вопросы в адрес Героя России сыпались безостановочно.
                        И удивляться тут не приходится, ведь Валерий Токарев - это первый космонавт, который прилетел в посёлок Тикси.
                        Частично удовлетворив интерес детей по космической теме, Валерий Токарев уступил место у школьной доски руководителю научной группы экспедиции Дмитрию Глазову.
                        Дмитрий Михайлович «с головой окунул ребят в море».
                        Он рассказал и о морских млекопитающих в целом, и о тех их представителях, которые обитают в Арктике, о том как животные живут, чем питаются, от чего страдают и, конечно же, о том зачем их считают и изучают, чем собственно и занимается наша экспедиция.
                        Встреча заняла два урока, на которых оценки никому не ставили, а знания, надеемся, получили все.

                        Дневник экспедиции. День пятый.

                        18.05.2021
                          Сегодня наш самолёт проходил техосмотр после дальнего перелёта из Московской области в Тикси.
                          Часть экспедиционной группы тем временем отправилась по вчерашним стопам сотрудника заповедника и члена экспедиции Миры Гладышевой к черношапочниковым суркам.
                          Хотели поснимать их и поговорить, если не с ними, то о них.
                          Зверьки к нам не вышли. Спрятались в норки от холода и майского снега.
                          Не удалось нам и полетать над норами их колонии.
                          Вылетел ястреб зимняк и буквально взмахом крыла обозначил свою территорию: «У меня дескать тут гнездо и всяким залётным квадрокоптерам здесь делать нечего».
                          Пришлось удовлетвориться видами тундры и вернуться в посёлок.

                          Дневник экспедиции. День четвертый.

                          17.05.2021
                            В 20 часов 10 минут по якутскому времени наш воздушный помощник L-410 совершил посадку в аэропорту Тикси.
                            Он стремился к нам с 12 мая и должен был преодолеть почти 4,5 тысячи километров к 14 мая, но погода внесла свои коррективы.
                            Сквозь грозовые фронты, борясь с обледенением, самолёт добрался вначале до Перми, затем до Нового Уренгоя, а оттуда через Хатангу до Тикси. И вот долгожданная встреча!
                            Немного приготовлений, тестирования оборудования и мы начинаем полеты по маршрутам в поисках Хозяина Арктики.

                            Дневник экспедиции. День третий.

                            16.05.2021
                              В ожидании самолёта..
                              Сегодня совершили марш-бросок к острову! Всего 5 км в одну сторону, только 5, но по льду и снежной каше кажется, что это все 10 км.
                              Дошли до острова Бруснецова, увидели старые корабли и остов потерпевшего крушение в 70-е годы самолёта.
                              Недалеко от этого острова, в 1799 году впервые нашли мамонта. Его туша вывалилась из разлома льда. Скелет этого мамонта теперь стоит в зоологическом музее Питера.
                              Наше путешествие длилось 10 часов.
                              Устали ужасно. Вспоминали тех, кто первый покорял и открывал эти места. Они шли в неизвестность, замерзали, голодали, но упорно стремились к новым морям и землям.

                              Дневник экспедиции. День второй.

                              15.05.2021
                              Ждём самолёт, который из-за погоды задерживается! Но мы не сидим сложа руки. Дмитрий Глазов - руководитель нашей научной группы, подошёл к окну и буквально свистал всех вниз! Оказывается, между плит к трубам водоснабжения провалилась собака и дети безуспешно пытались её спасти. Наша команда «красных человечков» подключилась к процессу, и барбос оказался на свободе!

                              Планы экспедиции «Хозяин Арктики - 2021»

                              14.05.2021
                              Экспедиционная группа прибыла в Тикси, но наш воздушный помошник Л-410 из-за шквального ветра задержался на маршруте. Ждём и знакомимся с местными достопримечательностями. А вы познакомьтесь с планами экспедиции.