Финишировала экспедиция «Хозяин Арктики» длиной в два этапа и два месяца!

30.06.2021
1 июля 2021г. в морской порт Архангельск вернулась вторая экспедиционная группа экологического проекта по изучению белого медведя «Хозяин Арктики». На борту научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» учёные и наш видеооператор провели 20 дней.
За это время они успели заглянуть в гости на полярную станцию на мысе Святой Нос, исследовать острова архипелагов Новая Земля и Земля Франца Иосифа. Найти там медведей, надеть на них спутниковые ошейники и взять биологические пробы, остаться на несколько часов в царстве хозяев Арктики, погрузиться в густой туман на много часов, налюбоваться вдоволь настоящими арктическими красотами, окольцевать несколько пернатых, проверить фотоловушки и даже отметить дни рождения двух членов команды.
Зачем надевать на медведиц спутниковые ошейники, а у самцов брать биопробы? Как взвесить белого медведя в Арктике и какого размера у него зубы и лапы? Сколько километров способен преодолеть хозяин Арктики в поисках пищи? Почему мы до сих пор не знаем точное число популяции белого медведя и когда станут известны результаты большой экспедиции «Хозяин Арктики» -2021?
Эти и другие подробности предварительных результатов научной экспедиции вы сможете узнать из первых уст 1 июля 2021г. в 14.30 во время встречи заместителя председателя Правительства Архангельской области Е.В.Автушенко с экспедиционной командой и организаторами проекта «Хозяин Арктики». И даже увидеть первый фотоотчёт.
Напомним, первый этап проекта «Хозяин Арктики» завершился в начале июня этого года. Экспедиционная группа провела в Тикси, в самом северном посёлке Якутии, 26 дней, исколесив арктическое пространство на воздушном помощнике – летающей лаборатории Л-410! Преодолели более 11 тысяч километров - в среднем по 5-6 часов каждый день в поисках белых медведей и морских млекопитающих. Увидели впервые за последние 40 лет, как выглядит Великая Сибирская полынья и кто там теперь живет. Около 100 тысяч фотографий и столько же изображений с тепловизора. Медведи, нерпы и моржи там точно есть!
P.S. Экологический проект «Хозяин Арктики» второй год подряд проводится по инициативе Росприроднадзора, тем самым поддерживая обещание Светланы Радионовой, данное на конференции, посвящённой старту проекта в 2020 г.: «Мы готовы быть мостиком между бизнесом и наукой. Давайте создадим им хорошие условия. Мы не только контролёры и страшные выписыватели штрафов. Давайте вместе реализуем новые экологические программы! Сделаем этот проект ежегодным. Я надеюсь, что это только первая ступенька, а дальше мы как на эскалаторе очень быстро поедем вверх, и таких ступенек будет больше, больше, больше…»
Реализуется проект при поддержке АНО «Центр «Арктические инициативы» силами ученых Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН и сотрудников Международного экологического фонда «Чистые моря». https://arcticbears.ru
Следите за новостями нашей экспедиции «Хозяин Арктики» на сайте и в социальных сетях facebook и instagram

Дневник экспедиции. Второй этап. 26 июня

26.06.2021
Стоит немного рассказать о работе еще одного члена нашей команды – кинооператоре научной группы Владимире. Перед ним стоит достаточно насыщенная задача по видеофиксации происходящего не только с земли и воды, но и с воздуха. Для этого у Владимира три наземных камеры, два дрона и система видеосъемки, которая снимает через дверь открытую вертолета.
Самым, пожалуй, опасным и ответственным мероприятием является полет на дроне с борта судна. В связи с сильными магнитными аномалиями в северных широтах, дроны летают здесь крайне нестабильно, вплоть до варианта flyaway – когда дрон теряет управление и улетает в неизвестном направлении. Эмоций для пилота добавляют магнитные наводки от железа самого судна (порой невозможно даже запустить дрон, т.к. он ругается на чем свет стоит на все эти вещи). Ну и дополняет картину постоянный сильнейший ветер вкупе с перемещением корабля – то есть, если по какой-то причине аппарат потеряет сигнал, он вернется автоматически на точку взлета, но там уже будет лишь море…
Но, невзирая на все эти риски, просто невозможно пропускать те удивительные картины, которые нам приходится видеть здесь буквально каждый день. Самым незабываемым местом оказался остров Белла. Очень характерная гора в форме вулкана вместе с туманами, дополняющих суровость и брутальность этих мест, сильно выделяют его от остальных островов. На каменистых склонах высокой скалы гнездится множество птиц, которые с удивлением нарезают круги вокруг неопознанного летающего объекта, прилетевшего из ниоткуда.
Современные технологии открыли удивительные возможности вести съемку, не сходя с борта корабля. И теперь, пока пилот дрона прячется на носу корабля от ледяных ветров, дрон с камерой может взмыть за облака и запечатлеть удивительные ракурсы, недоступные нам еще несколько лет назад.
Пока же наша группа летит на поиски белого медведя, в двери вертолета висит другая система, позволяющая выхватывать удивительные виды замороженного царства вечных льдов. Со скоростью 200 км/ч мы успеваем пролететь над льдами и полыньями, заглянуть в мир белух и нарвалов, затем подняться между, наверное, еще не покоренными человеком горами и заглянуть в снежные долины Земли Франца-Иосифа. Ощущение особенного восторга от того, где ты находишься, не покидает каждого из нас. А еще через 15 минут мы уже сидим в кают-кампании и пьем вечерний чай.
Красоту этих мест сложно передать словами, поэтому приводим некоторые стоп-кадры, снятые нами. Безусловно, такой насыщенный красотами архипелаг требует более детальной художественной съемки. Но даже те съемки, которые удалось сделать в рамках этой экспедиции, уже смогут передать зрителю магию севера.
Сегодня у нас было целых два вылета по медведю. И один кинематографический совместно с группой нарвальщиков. Все полеты были завершены поздно вечером. До полуночи нам нужно сниматься с якоря, т.к. в Белом море скоро начнутся военные учения, из-за которых мы можем серьезно застрять и не попасть в Архангельск вовремя. Поэтому вертолет уже садился прямо по ходу движения корабля.
Не все научные группы смогли полностью реализовать свои задачи, как хотели, но при этом можно сказать, что экспедиция проведена успешно. Ведь всего за три с небольшим недели огромное количество специалистов провели массу исследований. И, невзирая на периодические туманы и ветра, все же погода нам благоволила для этого. Нашу экспедицию в полной мере можно назвать комплексной научной.
Суббота на судне – банный день, поэтому после многих часов, проведенных у открытой двери в вертолете или в снегу с белым медведем, было особенно необычно зайти в 100-градусную сауну где-то на 79 параллели в Ледовитом океане.

Дневник экспедиции. Второй этап. 22 июня

22.06.2021
После туманного простоя, неожиданно наладилась погода, и сразу три группы начали активно летать по своим задачам в разные части архипелага.
Первые три вылета пришлись на группу студентов,запланировавших экскурсию к «домику Эйры» (фотография в карусели) – уникальному и единственно сохранившемуся продуктовому складу, построенному еще в 1881 году моряками с корабля Эйра, но так и не использованному по назначению. Домик стоит на невысокой каменной косе, обдуваемый ветрами, и при этом, будучи собранным из простых тесаных досок, до сих пор в прекрасном состоянии.
Немногие знают, что в этих широтах не живут бактерии, отчего процессы гниения существенно замедлены. ✅
Арктика – дело нешуточное, и после третьей заброски произошел сбой, заставивший нас поволноваться.
На вертолете забарахлила система, из-за чего командир принял решение приостановить полеты до выяснения причин.
В это время студенты, находившееся на острове, не имели никакой возможности спрятаться от сильного и холодного ветра на протяжении нескольких часов.
Знали бы моряки XIX века, что в их продуктовом домике через полтора столетия будут прятаться студенты? Вряд ли!
Это был день несчастных людей: одни мерзли и считали минуты на острове, а другие пытались починить вертолет: бедный авиатехник простоял на стремянке пять часов кряду!
В конце все удалось, и пилоты быстро организовали эвакуацию группы.
Следующие дни мы работали попеременно с нарвальщиками.
Команда Ильи Мордвинцева отличалась стабильностью. Первые 15-20 минут полета уходили на поиск медведя, затем время на его обездвиживание и еще один час работы на льду. Команде проекта «Хозяин Арктики» удалось взять биопробы у шести медведей, на двоих из которых установили ошейники для спутникового слежения.
Каждое действие было выверено до секунды, и даже оставалось несколько минут, чтобы ощутить близость с этим гигантом Арктики, погладить его, придумать имя, посмотреть, как он просыпается, словно маленький медвежонок.
Не обошлось, конечно, без форс-мажоров. Медведица настолько быстро проснулась от введенного антидота, что мы не успели снять прибор, измеряющий температуру. Она приподнялась на лапах и любопытно стала вращать головой. Мы отошли с оборудованием на безопасное расстояние. И когда медведица встала на все четыре лапы, мы решили прибор забрать. Как? Для этого нужно чуть-чуть сдвинуть животное с места. Самый действенный способ показать медведю, что стоит уходить – это стать выше его. Каждый из нас поднял руки и группой стали медленно приближаться. Это подействовало, и медведица не спеша отвернулась и побрела между торосами прочь.
В другой раз произошла обратная ситуация: мишка настолько крепко заснул, что когда прилетел вертолет, нам никак не удавалось его разбудить. Пришлось отправить вертолет и буквально расталкивать медведя в бока, чтобы тот встал на лапы – это обязательное условие, без которого мы не улетаем после введения антидота.
Так, за бурной работой и культурными вечерами в кают-кампании незаметно прошло несколько дней и оставался финальный, за который нужно было успеть сделать сразу несколько вылетов.

Дневник экспедиции. Второй этап. 20 июня

20.06.2021
Началось наше движение вдоль архипелага Земли Франца-Иосифа. Терра инкогнито – первое ощущение, которое складывается, когда стоишь на палубе и смотришь на медленно проплывающие ледники, вековые снежные купола и приплюснутые временем вершины припорошенных гор. Невольно вспоминаются имена первых путешественников героически достигших этих широт. Всего каких-то пару сотен лет отделяет нас от этого времени «первых». С тех пор в этом замороженном мире ничего не изменилось, и мы по-прежнему здесь гости.
Вскоре корабль вошел в зону плотных льдов. Корпус начало потряхивать, а толстые льдины, почти в метр толщиной, с хрустом разламывались об уставший, но все еще прочный металл легендарного судна. Рулевому приходилось буквально лавировать между особенно большими ледяными глыбами, чтобы не превысить наших возможностей. И вот, к позднему вечеру мы уперлись в непроходимый припай между несколькими островами. Мы достигли восьмидесятой широты.
Погода в Арктике меняется с огромной скоростью, и сегодня нам повезло увидеть целый калейдоскоп из необычных северных облаков, подсвеченных ярким круглосуточным солнцем. Сильный ветер создавал из них неповторимые фигуры, одних вращал на месте, другие гнал на восток. К утру с запада пришло тепло, и все вокруг погрузилось в туман.

Дневник экспедиции. Второй этап. 19 июня

19.06.2021
19 июня – судовой день, переход до Земли Франца-Иосифа
К вечеру 18-го июня мы, наконец, увидели ледниковые купола ЗФИ. Суровость и масштаб открывающихся перед нами арктических пейзажей впечатляет. Наше немаленькое судно кажется просто соломинкой на фоне этих ледниковых гигантов и бесконечных просторов. Корабль бросил якорь близ острова Мак-Клинтака.
На следующий день планировалось много вылетов, и все с нетерпением ждали хорошей погоды. Так и случилось. Полет нашей группы предполагался затяжным, поэтому в вертолет поставили дополнительный бак на случай, если медведя не удастся быстро обнаружить. На этот раз сборы уже были гораздо более оперативными, группа действовала слаженно, а ребята вертолетчики поддерживали этот ритм.
Взлетев, вертолет направился вдоль кромки воды, пересекая разные заливы между островами, покрытыми вечными темно-синими ледниками. Острова здесь самых разных очертаний. От чисто вулканических до сформированных осадочными породами. В какой-то момент вдалеке появился остров, буквально напоминающий классический индонезийский вулкан!
Владимир едва успевал выхватывать все это многообразие на свои камеры. Как вдруг вертолет сделал резкий маневр – наблюдатели увидели медведя, бредущего между льдов. Началась “погоня”. Все произошло практически также, как и в прошлый раз: летчики со скольжением левым бортом медленно подлетели к медведю, Евгений произвел меткий выстрел. В этот раз пришлось кружить более 10 минут, пока транквилизатор подействовал – мишка оказался более крепким. Вскоре он лег, и мы опустились неподалеку от животного. В этот раз все произошло на уже достаточно тонком льду в заливе между островами, поэтому пилотам пришлось особенно аккуратно держать вертолет “на весу”, буквально едва касаясь шасси, пока мы покидали салон. Мы выпрыгнули на лед, пригнувшись от сильного набегающего потока и мелкой снежной пыли. Вертолет взмыл, и Евгений первым пошел проверять состояние медведя. Тот уже спал крепким сном, очень мило положив морду на лапы. Вот так столкнувшись с сонным медведем никогда не подумаешь, насколько может опасен этот хищник – настолько он выглядит безобидным.
Далее закипела работа: забор крови, мазок из носа, различные измерения… В этот раз окружающий ландшафт очевидно был более интересным, хотя до островов было далековато, и, по сути, мы находились на воде посреди белой пустыни. Теперь весь процесс занял менее часа, и медведь стал просыпаться. Илья Николаевич вызвал вертолет по рации. Однако ответа не последовало. Тогда запрос повторили, но никакой реакции. Очень странно – ведь пилоты приземлились буквально в шести километрах, и мы хорошо видели их в бинокль. Медведь поднял голову и стал нюхать наш запах. Мы начали звонить по спутниковому телефону, но звонок также не проходил. Связались с кораблем, попросили дозвониться пилотам, но у тех, в свою очередь также ничего не вышло.
Что же произошло? Иван зарядил сигнальную ракету и выстрелил. Но чтобы ее увидеть, нужно пристально следить за нами, ведь в Арктике сейчас полярный день, и очень яркое, отражающееся от снега солнце.
Медведь стал приподниматься на передних лапах, и тогда мы решили двигаться всей группой в сторону вертолета. Мероприятие оказалось крайне непростым – лед уже изрядно подтаял, и мы, нагруженные оборудованием, то и дело проваливались глубоко в воду. И вдруг, на фоне горы взлетел вертолет, выйдя сразу на связь! Через пару минут он уже был рядом, тогда как медведь неуверенно стоял на всех четырех лапах. Успели.
Остается только гадать, почему случился такой провал в связи, вероятно, здесь в скалах достаточно сильный магнитный фон, из-за чего гора могла просто экранировать сигнал. Маловероятно, что медведь бы перешел в наступление на нас, но такая вероятность все равно присутствовала.
Обратный путь оказался короче, мы направились напрямую к кораблю. Погода резко портилась – над островами быстро опускался туман. Еще один успешный день позади.
Теперь наша задача найти самку, чтобы установить спутниковый передатчик.

Дневник экспедиции. Второй этап. 16-17 июня

17.06.2021
16 июня – судовой день, переход до северной оконечности архипелага Новая Земля
17 июня К утру корабль подошел к самой северной точке архипелага Новая Земля – мысу Желания. Здесь должна начаться активная фаза нашей работы. Еще с вечера с пилотами был утвержден план: в 10 утра производим вылет на поиски медведей и в случае, если не находим, пересекаем остров Северный с востока на запад и далее летим на Оранские острова для высадки.
В нашей группе чувствовалось рабочее напряжение. Еще с вечера каждый начал приготовления: Евгений несколько часов провел в лаборатории, подготавливая дозы транквилизатора для обездвиживания различных по весу медведей. Илья Николаевич весь вечер просидел за бумагами, оформляя полетное задание. Иван и Никита продумывали варианты маршрута. Владимир готовил многочисленную видео технику и коптеры.
После быстрого завтрака все молча и оперативно собрались и поднялись на вертолетную площадку. В назначенное время вертолет взмыл с палубы в сторону заснеженных берегов. Не успели мы пролететь и пяти минут, как наши бортнаблюдатели обнаружили первого мишку. Тот прогуливался по береговой линии, и пока вертолет делал круг для захода пониже, тот быстро ретировался в воду.
Мы полетели дальше. Долго ждать не пришлось – Новая Земля – излюбленное место белого медведя. На этот раз мишка оказался не такой шустрый, и удалось его направить вглубь острова, подальше от моря Теперь все зависело от Евгения – он не только биолог, но и главный стрелок в экспедиции. С первого захода попасть не удалось. Пилоты выполняли пируэты высшего класса, разворачивая многотонную машину, и боком “подкрадывались” к медведю. Со второго раза все удалось – дротик со снотворным попал точно в цель.
Вертолет сделал круг и встал под работающими винтами на топкую землю – полностью приземляться было опасно. Мы ждали, пока транквилизатор подействует. В этот раз процесс оказался быстрым, и медведь в течение нескольких минут лег на землю. Теперь начиналась буквально спецоперация по десантированию нашей группы, пока животное спит. Пилоты подлетели ближе, насколько это было возможно, и наши специалисты один за другим пошли к медведю с оборудованием для исследования. Невзирая на шум, который создал вертолет, терять бдительность было нельзя – другие медведи запросто могут подойти, ведь многие из них не только не боятся человека и техники, а даже интересуются происходящим. Поэтому Иван был постоянно начеку, держа ружье наготове.
Медведь оказался самцом, размером чуть болеше среднего . Огромный хищник погрузился в вынужденный сон, равномерно и глухо вдыхая морозный арктический воздух. Современные транквилизаторы безопасны для животного, при этом гарантированно погружают его в крепкий сон. За короткое время ученые взяли целый спектр биопроб, анализ которых в дальнейшем даст понимание о состоянии здоровья зверя, его питании, и факторах, влияющих на популяцию белых медведей в данном регионе.
Настал момент пробуждения медведя. Он стал периодически открывать глаза и поднимать голову. Илья Николаевич связался по рации с вертолетом, в то время, как Евгений ввел дозу антидота. Через 10 минут мы эвакуировались, сделав несколько кругов, чтобы удостовериться, что медведь встал на лапы.
Пилоты оперативно перебросили нас на Оранские острова, где находился небольшой балок Национального парка «Русская Арктика» и были установлены фотоловушки в разных местах острова. Пока вертолет обеспечивал доставку на мыс Желания групп Плавучего университета, у нас была задача обойти остров и проверить все фотоловушки.
Прежде всего мы запустили коптер, чтобы удостовериться, что не острове нет медведей. Остров совсем небольшой, но на всю процедуру обхода потребовалось несколько часов. Также Иван успел поймать несколько кайр, чтобы произвести их замеры и установить колечко на лапу.
Прилет вертолета задерживался. Ни на спутниковый телефон, ни на радиостанцию судно не отвечало. Оставалось только ждать, созерцая арктические пейзажи.
Находясь здесь, больше чем в тысячи километров от Архангельска, на маленьком островке среди бирюзовых вод северной части Баренцева моря, наблюдаешь совершенно иной, отличный от нашего мир необычных животных, суровых северных ветров и вечных льдов. Архипелаги арктических островов, пожалуй, одни из немногих мест, оставшихся на планете, где по сей день можно увидеть нетронутую человеком природу, и еще пока ступить на землю, где не ступала нога человека.
Про нас, конечно, не забыли, и вскоре вертолет прилетел, быстро доставив на борт. Буквально через полчаса мы сидели в кают-кампании за граненым стаканом корабельного теплого чая, жутко уставшие, но довольные первым удачным вылетом.

Дневник экспедиции. Второй этап 14-15 июня

Продолжение..
Молодые специалисты находятся здесь с задачей обследования точек для бурения скважин, в которых будут устанавливаться специальные термокосы, собирающие информацию об изменениях в вечной мерзлоте в рамках федеральной программы глобальной системы мониторинга.
Пока мы перемещались вглубь острова, опустился сильный туман, и вертолет больше не смог продолжить работы по разгрузке, тем самым оставив нас здесь на неопределенное время. Но мы надеялись на лучшее и продолжали работы, меняя точки замеров. Все это время с нами находился Иван Мизин, инспектор парка Русская Арктика и участник проекта «Хозяин Арктики».
Как сказали на метеостанции, медведи в последнее время не появлялись в окрестностях.
Однако, даже при этом никогда нельзя расслабляться и следует постоянно оглядываться, особенно при отсутствии видимости в тумане.
Флора и фауна острова Южный разнообразна для арктических островов. Нам повезло оказаться здесь в момент начала гнездования многих птиц. Из тех, что мы обнаружили, можно назвать: морские утки – гага, морянка, малый тундровый лебедь, в каменистых россыпях суетились пуночки, перелетая с места на место и строя гнезда. Распевал над головой рогатый жаворонок, а в тумане пролетали белощекие казарки.
Ближе к 5 утра появились просветы в тумане, и по рации сообщили, что вертолет готовится к вылету с борта судна. Когда мы подходили к вертолетной площадке, Иван что-то заподозрил на склоне горы, у которой мы работали полчаса назад. И когда мы посмотрели в бинокли, то поняли, что совсем недалеко от нас отдыхал белый медведь! Удивительно, что он никак не проявил активность. Но это был хороший урок о бдительности!
На борт мы вернулись утром.
Наступил День Рождения руководителя нашей группы Ильи Николаевича Мордвинцева. И после того, как корабль взял курс на север, мы, уставшие, но довольные, принялись за поздравления нашего коллеги.

Дневник экспедиции. Второй этап. 14 июня

14.06.2021
Чем мы дальше от материка, тем более усиливается качка. «Сомов» – корабль тяжелый, поэтому достаточно неплохо срезает волны. Но из-за этого качка имеет достаточно длинную амплитуду, сильно провоцирующую сонливость.
С самого утра можно заметить, что активность людей снизилась, большинство ходят полусонные.
К середине дня температура понизилась до +6 градусов, и начал лить плотный дождь.
Ученые-наблюдатели вынуждены временно перейти на мостик капитана.
Чайки и маленькие птички, путешествующие с нами вслед за кораблем, по-прежнему кружили вокруг мачт, надеясь, по всей видимости, прокатиться с нами до архипелага. Все мы с нетерпением ждали берегов Новой Земли. И вот, уже совсем под вечер, из тумана начали появляться скалы со снежными шапками. Повеяло легким теплом, и вскоре корабль встал на якорь.
На берег была запланирована высадка нескольких групп ученых, в том числе и двоих из нашей команды. В составе 18-ти человек мы оперативно погрузились в вертолет, летчики также быстро запустили винты, и уже через 20 минут мы вступили на влажные берега таинственной Новой Земли.
Здесь, в Кармакулах - самом старом и первом в истории освоения архипелага поселке, нас встретил начальник северного УГМС Роман Ершов, прибывший сюда на другом научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов».
Наши группы быстро разделились по задачам: представители УГМС пошли общаться с сотрудниками арктической метеостанции, группа студентов САФУ отправились обследовать берега, а мы присоединились к исследователям вечной мерзлоты из института Арктики и Антарктики.
Продолжение следует..

Дневник экспедиции. Второй этап. 13 июня

13.06.2021
Утром масштабные разгрузочные работы закончили, и рулевой сразу же развернул облегченный корабль в сторону Северной Земли.
Уже в 8:50 мы вышли в воды Баренцева моря.

Температура начала линейно снижаться, на небе появились облака.
Хотя все равно еще пахло арктическим летом.
Весь день команда занималась различными работами на судне по профилям своих задач. А вечером начались кинопросмотры в кают-кампании, в том числе и фильмов нашей съемочной группы.
Общий настрой экипажа и экспедиции очень положительный, постоянно слышен дружный смех. Психологи, проводящие ежедневное подробное тестирование участников экспедиции, также отмечают эмоционально стабильное состояние группы.

Дневник экспедиции. 12 июня

12.06.2021
В 5:53 утра НЭС «Михаил Сомов» торжественно пересек северный полярный круг, но немногие это заметили, потому что жизнь на судне активизируется преимущественно около 7:30
Сегодня мы пересекли линию полярного дня, теперь солнце не заходит, и наблюдать за животными стало светлее. За прошедшую «ночь» были обнаружены 4 белухи и 2 серых кита.
К 16 часам НЭС «Михаил Сомов» достиг мыса Святой Нос на Кольском полуострове, где предстояло провести масштабную разгрузку: на полярную станцию привезли большой запас бочек с топливом, жилые балки и кучу других грузов. Это наша крайняя остановка на материке, после чего мы направимся в сторону Новой Земли.
Пока вертолет в режиме маятника курсировал с судна на берег, студенты из Северного Арктического университета забирали пробы из моря, а ученые из нашей команды сверяли спутниковые данные по ледовой обстановке вокруг ЗФИ и обсуждали взаимодействие групп во время будущих облетов архипелага.
Не перестаем удивляться жаркой погоде – градусник показывает до +25.
Даже в Москве холодно и дождливо, а у нас народ вовсю загорает на палубе!
Из окон каюты команды проекта «Хозяин Арктики» можно наблюдать очень живописный вид на море и на вертолетную площадку. Таким образом мы имеем оперативную информацию о каждом взлете и посадке вертолета. Однако, есть нюансы: важно вовремя успеть закрыть иллюминаторы, чтобы свежий морской воздух и некоторые мелкие предметы не ворвались с тройной силой в каюту. Одним словом, труженики-пилоты и судовая бригада, вынуждены были работать всю ночь до утра, обеспечив станцию долгожданными грузами. Продолжение следует..

Дневник экспедиции. 11 июня.

11.06.2021
К полудню все необходимые разрешения на выход судна в море были получены, и НЭС «Михаил Сомов» снялся с якоря.
Участники экспедиции в приподнятом настроении перемещались по палубам, наслаждаясь удивительно жаркой летней погодой.
Среди научных групп сразу закипела работа. Команда проекта «Хозяин Арктики» под руководством Ильи Мордвинцева проверили оборудование и собрали треногу для взвешивания белых медведей. Такая технология будет впервые применяться на практике ученых. Никита Платонов и Иван Мизин приняли участие в исследовании медиков по изучению влияния высоких широт на организм человека и его функциональные возможности.
К вечеру корабль достиг первой метеостанции “Зимнегорский маяк”. С палубы взлетел Ми-8 и очень оперативно начал возить различные грузы на берег.
Ближе к полуночи солнце неохотно зашло за водную гладь горизонта, оставив романтическое красное свечение на Белом море. Никита Платонов согласился помогать команде по поиску нарвалов и встал вместе с ними на ночную вахту.
Информация о морских млекопитающих, которых мы встречаем по пути, поможет сформировать более полное понимание о среде обитания белого медведя.

Самолёты летят! Пароходы гудят!

10.06.2021
Старт и финиш большой экспедиции в один день, думаете такое невозможно?! Возможно, но с оговоркой – финиширует первый этап экспедиции «Хозяин Арктики» и стартует второй.
Сегодня, в 11.00, в Москве, в аэропорту Домодедово приземлился самолёт с
участниками первого этапа экспедиции на борту. Они пробыли в Арктике, в Тикси, в самом северном посёлке Якутии, 26 дней. И невзирая на все препоны погоды, выполнили восемь маршрутов в среднем по 5-6 часов каждый в поисках белых медведей и морских млекопитающих.
В это же время в г. Архангельск, у научного экспедиционного судна «Михаил Сомов» собрались представители администрации области и города, журналисты и друзья участников большого арктического похода.
Сразу три научные экспедиции отправляются сегодня на НЭС «Михаил Сомов» к далёким арктическим берегам, среди них и наша команда комплексной экспедиции «Хозяин Арктики». Предстартовые хлопоты, экскурсия по судну, говорят, ещё вчера доделывали ремонт в каюте нашего экипажа, пресс-экспрессконференция, напутственные слова заместителя губернатора Архангельской области В.С.Петросяна и ,конечно же, близких, друзей и… стартовый гудок парохода! В путь!
Впереди 5-6 дней ходу по морю до Новой земли и далее к архипелагу островов Земля Франца-Иосифа, где с помощью вертолёта команде предстоит найти белых медведей, надеть спутниковые ошейники и взять биологические пробы.
Любопытно, что закрепить ошейник можно лишь на самке белого медведя, шея огромного хищника для таких «украшений» не подходит, слишком объёмная. Спутниковый ошейник поможет учёным проследить путь миграции краснокнижной хищницы, понять где она проводит различные времена года, где обустраивает берлогу и добывает пищу. Анализы дополнят карту здоровья животных арктического региона, кстати, в этот раз будут проверять медведей и на наличие коронавируса.
Пожелаем удачи всем участникам арктического похода! Спокойного моря и крепкого льда под ногами!

Наши труженики учёные всё-таки добрались до Якутска.

08.06.2021
Правда погода устраивала выкрутасы и сокращала шансы вылета из Тикси в эти дни. Столица Якутии встретила приветливо.
Удалось чуть-чуть погулять по городу, попробовать национальные блюда. Конечно же, специалисты по морским млекопитающим не смогли пройти мимо скелетов гренландского кита и белухи.
Заглянули и к памятнику якутским лайкам, которые совершили экспедицию до Новосибирский островов.
Кстати, их маршрут немного был похож и на один из наших, только пролегал по льдам и снегу, а не по воздуху.
Утром будем встречать их в Москве. А участников второго этапа провожать в Архангельске.

Дневник экспедиции. Последний день первого этапа.

07.06.2021
Завтра наша экспедиционная группа, которая задержалась в Тикси для прохождения и исследования всех маршрутов, будет пытаться вылететь в сторону Москвы.
Карта полётов над Арктикой теперь выглядит так!
Подробности о всех посчитанных животных будут чуть позже.
Следите за информацией, второй этап экспедиции стартует 10 июня из Архангельска.

Дневник экспедиции. День выходной и праздничный!

04.06.2021
    Наши учёные Дмитрий Глазов и Анастасия Куница отметили его с экологическим задором.
    Сегодня утром провели урок в школе посёлка Тикси-3 рассказали о морских млекопитающих и, конечно же, о том как проходит экспедиция «Хозяин Арктики».
    Затем, там же в Тикси-3, присоединились к субботнику и отчистили несколько улиц от мусора, который начал проявляться из расстаявшего снега.
    Домой, к месту базирования экспедиции, добирались пешком.
    От Тикси-3 до Тикси - 18 км по дороге вдоль моря. По пути встретили сурков. Или сурок-стражник их встретил громким свистом и скрылся.

    Дневник экспедиции. День двадцать первый.

    03.06.2021
    Команда ученых-наблюдателей предприняла попытку вылететь.
    Но погода внесла свои коррективы, и метеослужба не дала разрешение на взлёт.
    Пришлось ограничиться лишь работой с фотоматериалами и данными с тепловизора за прошлые полёты.
    Для информации: с полётов учёные привозят около 10 000 фотографий и столько же изображений с тепловизора.
    Все их необходимо сопоставить и найти белых медведей на белом фоне, с тюленями чуть проще.

    Дневник экспедиции. День восемнадцатый.

    01.06.2021
    Сегодня в Тикси +12
    Часть экспедиционной группы отправилась на авиаучёты.
    Другая часть ждёт самолёт на Якутск.
    Его обещают в 18:40 по местному времени.
    На сегодняшний день, в результате обработки фотографий и изображений с тепловизора, наши учёные насчитали 23 медведя.

    Дневник экспедиции. День семнадцатый похож на день шестнадцатый!

    31.05.2021
      Ждём возможность вылететь и в сторону дома (часть группы) и на авиаучёт (другая часть группы).
      А пока разглядываем то, что под ногами. Мох тундры не только красив и разнообразен, он играет и важную роль в сохранении вечной мерзлоты, защищая её от ультрафиолета.
      Кроме того, болота тундры со всей своей флорой являются природным поглотителем и хранителем углекислого газа.

      Дневник экспедиции. День пятнадцатый.

      30.05.2021
      «Экскурсия выходного дня» по Тикси выявила здание необычной архитектуры. Первичный опрос жителей дал ложную информацию, будто это фактория для приема шкурок, которая построена американцами ещё до войны.
      Погружение в историю открыло совершенно другую реальность.
      Это завод по производству искусственного жидкого топлива из богхеда(разновидность угля).
      Строился он по приказу И.Д. Папанина с 1943 по 1947г. Завод «Богхед» достроен не был, но топливо в опытном режиме выпускал.
      Завершение строительства завода признали нецелесообразным.

      Дневник экспедиции. День четырнадцатый.

      29.05.2021
      В планах было возвращение некоторых членов нашей команды в Москву.
      Перед регистрацией заехали в школу.
      Ребята подготовили для нас небольшую презентацию о своей жизни - трогательно и очень искренне.
      От них помчались в аэропорт, но напрасно.
      Наш самолёт даже не вылетел из Якутска, так как аэропорт Тикси не принимает по метеоусловиям.
      Ждём погоды до понедельника.

      День тринадцатый. Пятый день полёта.

      28.05.2021
      Анна Субботина сегодня играла роль наблюдателя - ловила обитателей Арктики на фотоаппарат.
      Встретили 4-х медведей и тюленей, больше никого не наблюдали, хотя изучение фотографий может изменить картину дня.

      Дневник экспедиции. День двенадцатый.

      25.05.2021
      5 часов 40 минут в небе, полёт нормальный.
      Встретили 7 медведей, из них 2 медвежонка, большое количество моржей на кромке льда и около 6-7 северных оленей.
      Завтра ещё один полётный день.
      А в пятницу обещают плохую погоду.

      Дневник экспедиции. День одиннадцатый.

      24.05.2021
        Есть сразу несколько поводов для радости и один для огорчения.
        Радостно, что пролетели над Великой Сибирской полыньёй, но, увы, она оказалась вся в тумане.
        Встретили четырёх медведей.
        Они прогуливались вдоль побережья моря Лаптевых. Увидели 2 стада овцебыков, западнее устья реки Оленёк 6 и 8 особей.
        Однако всех этих животных успели заметить только глазами, фотофиксации не произошло.

        Дневник экспедиции. День десятый.

        23.05.2021
          Наша «лётная» группа в 11.40 по якутскому времени отправилась по одному из самых длинных маршрутов- на Новосибирские острова.
          В выходные учёным удалось обработать фотографии,сделанные во время первого полёта в пятницу.
          В результате полётов выяснилось, что мы встретили 132 тюленя!

          Дневник экспедиции. День девятый.

          22.05.2021
            Сегодня не летали, но снимали эпизоды для нашего фильма.
            Взяли интервью у черношапочниковых сурков. Рассказали, что перезимовали отлично.
            У них уже родились детёныши, в июне выведут их на прогулку.
            Сколько сурков нашли на первом снимке?

            Дневник экспедиции. День восьмой.

            21.05.2021
              Заправка, инструктаж, ещё инструктаж и ровно в 12:24 (по якутскому времени) наш самолёт поднялся в небо, чтобы совершить облёт территории по одному из десяти намеченных маршрутов.
              Выбрали ближайший к материку, над Тиксинской губой.
              Полёт длился четыре часа, наблюдения велись на высоте 200-250м. при скорости 250-260 км/час.
              Под бортом лёд со снегом, над открытой водой не пролетали.
              Учёные вернулись уставшие, но довольные.
              И, хотя Хозяина Арктики не обнаружили, зато тюленей возле лунок встречали неоднократно.
              Удивительно, но долгожданный первый полёт нашей экспедиции, который был намечен на 14 мая, и из-за погоды все это время откладывался, состоялся в День полярника!
              84 года назад, именно в этот день - 21 мая 1937г. полярным летчиком М.В. Водопьяновым совершена первая посадка самолета на Северном полюсе.
              С праздником всех покорителей бескрайних ледяных просторов!
              И, конечно же, почетного полярника Василия Богословского, генерального директора Фонда «Чистые моря» и руководителя проекта «Хозяин Арктики».

              Дневник экспедиции. День седьмой.

              20.05.2021
                Не полетели, но самолёт проведали, проверили работу всех систем - научную и съёмочную аппаратуру и поехали в в/ч 35020-А на встречу с теми, кто обеспечивает полёты дальней авиации.
                Мы поделились с участниками встречи нашими планами по изучению медведей и фильмом по итогам экспедиции прошлого года.
                Нас похвалили и отметили важность подобной работы. Мы же, в свою очередь, удивились количеству военнослужащих - женщин, причём очень красивых!

                Дневник экспедиции. День шестой.

                19.05.2021
                  Небо опять не допустило нас до полётов. И время мы посвятили встречам. День начался с урока в школе, который мы в шутку назвали «О космосе и млекопитающих».
                  Перед учениками 8-х и 10-х классов выступил наш главный пилот экспедиции - Герой России, космонавт Валерий Токарев. «Вы были на МКС? Как работает туалет на космическом корабле? Действительно ли еда в космосе в тюбиках?» - вопросы в адрес Героя России сыпались безостановочно.
                  И удивляться тут не приходится, ведь Валерий Токарев - это первый космонавт, который прилетел в посёлок Тикси.
                  Частично удовлетворив интерес детей по космической теме, Валерий Токарев уступил место у школьной доски руководителю научной группы экспедиции Дмитрию Глазову.
                  Дмитрий Михайлович «с головой окунул ребят в море».
                  Он рассказал и о морских млекопитающих в целом, и о тех их представителях, которые обитают в Арктике, о том как животные живут, чем питаются, от чего страдают и, конечно же, о том зачем их считают и изучают, чем собственно и занимается наша экспедиция.
                  Встреча заняла два урока, на которых оценки никому не ставили, а знания, надеемся, получили все.

                  Дневник экспедиции. День пятый.

                  18.05.2021
                    Сегодня наш самолёт проходил техосмотр после дальнего перелёта из Московской области в Тикси.
                    Часть экспедиционной группы тем временем отправилась по вчерашним стопам сотрудника заповедника и члена экспедиции Миры Гладышевой к черношапочниковым суркам.
                    Хотели поснимать их и поговорить, если не с ними, то о них.
                    Зверьки к нам не вышли. Спрятались в норки от холода и майского снега.
                    Не удалось нам и полетать над норами их колонии.
                    Вылетел ястреб зимняк и буквально взмахом крыла обозначил свою территорию: «У меня дескать тут гнездо и всяким залётным квадрокоптерам здесь делать нечего».
                    Пришлось удовлетвориться видами тундры и вернуться в посёлок.

                    Дневник экспедиции. День четвертый.

                    17.05.2021
                      В 20 часов 10 минут по якутскому времени наш воздушный помощник L-410 совершил посадку в аэропорту Тикси.
                      Он стремился к нам с 12 мая и должен был преодолеть почти 4,5 тысячи километров к 14 мая, но погода внесла свои коррективы.
                      Сквозь грозовые фронты, борясь с обледенением, самолёт добрался вначале до Перми, затем до Нового Уренгоя, а оттуда через Хатангу до Тикси. И вот долгожданная встреча!
                      Немного приготовлений, тестирования оборудования и мы начинаем полеты по маршрутам в поисках Хозяина Арктики.

                      Дневник экспедиции. День третий.

                      16.05.2021
                        В ожидании самолёта..
                        Сегодня совершили марш-бросок к острову! Всего 5 км в одну сторону, только 5, но по льду и снежной каше кажется, что это все 10 км.
                        Дошли до острова Бруснецова, увидели старые корабли и остов потерпевшего крушение в 70-е годы самолёта.
                        Недалеко от этого острова, в 1799 году впервые нашли мамонта. Его туша вывалилась из разлома льда. Скелет этого мамонта теперь стоит в зоологическом музее Питера.
                        Наше путешествие длилось 10 часов.
                        Устали ужасно. Вспоминали тех, кто первый покорял и открывал эти места. Они шли в неизвестность, замерзали, голодали, но упорно стремились к новым морям и землям.

                        Дневник экспедиции. День второй.

                        15.05.2021
                        Ждём самолёт, который из-за погоды задерживается! Но мы не сидим сложа руки. Дмитрий Глазов - руководитель нашей научной группы, подошёл к окну и буквально свистал всех вниз! Оказывается, между плит к трубам водоснабжения провалилась собака и дети безуспешно пытались её спасти. Наша команда «красных человечков» подключилась к процессу, и барбос оказался на свободе!

                        Планы экспедиции «Хозяин Арктики - 2021»

                        14.05.2021
                        Экспедиционная группа прибыла в Тикси, но наш воздушный помошник Л-410 из-за шквального ветра задержался на маршруте. Ждём и знакомимся с местными достопримечательностями. А вы познакомьтесь с планами экспедиции.